Точная регулировка высоты негабаритных компонентов, техническое обслуживание автомобиля, требующее поднятия кузова, узлов и агрегатов над опорной поверхностью, требует использования специально разработанного механизма, называемого домкратом.
Каждый автолюбитель знаком с этим устройством.
Более того, большинство его разновидностей можно найти в сервисных центрах и шиномонтажных мастерских.
Основная задача домкрата - поднять груз, лежащий на нем, на небольшую высоту.
Домкрат лучше всего иллюстрируют гидравлические модели, основанные на принципе сообщающихся сосудов и законе Паскаля.
Все типы домкратов имеют одну общую черту - использование рычага в той или иной форме действия.
В случае гидравлических моделей это гидравлический рычаг.
В принципе, лифт не является технически сложным механизмом.
От других подъемных устройств его отличает мобильность и то, что он размещается непосредственно под грузом и не требует навесного оборудования, такого как цепи или канаты.
В основном используется в:
Каждый тип подъемника разработан и сконструирован для выполнения определенных задач.
Классический гидравлический домкрат состоит из следующих компонентов:
Этот элемент часто дополняется регулируемым по высоте соплом, которое перемещается относительно штока поршня и предназначено для первоначальной остановки подборщика без активации гидравлической системы.
Конструкция также включает в себя несколько клапанов:
В зависимости от конструкции домкрата и грузоподъемности.
Домкраты для грузовиков часто изготавливаются из алюминия, а гидравлические домкраты - из закаленной стали или чугуна.
Материал и его толщина оказывают непосредственное влияние на грузоподъемность всего подъемника.
Грузоподъемность лифта является его основной характеристикой и определяется его конструкцией.
Как правило, чем больше размеры, тем больше грузоподъемность.
Например, гидравлическая модель бутылочного типа грузоподъемностью 2 тонны при небольшой высоте (в среднем 150-180 мм) весит 2-3 кг.
В то же время длинный вариант с реечным механизмом, рассчитанный на такую же грузоподъемность, может иметь высоту до 1 метра и более, весом около 10-15 кг.
Все зависит от конструкции и назначения изделия.
Наиболее подходящие домкраты - гидравлические, и некоторые модели могут поднимать и удерживать до 100 тонн.
Винтовые домкраты имеют наименьшую грузоподъемность - до 1 тонны.
Еще одна характеристика, которую следует учитывать при выборе, - это высота подъема домкрата.
Это максимальное расстояние между верхней точкой домкрата и опорой изделия.
Это сумма следующих характеристик:
Ход штока напрямую определяет высоту, на которую можно поднять груз из исходного положения.
По принципу действия различают следующие основные типы подъемников:
Технически простое подъемное устройство, которое в большинстве случаев устанавливается в легковых автомобилях. Работа основана на приложении механической силы для перемещения рабочего механизма, например, резьбового стержня.
Работает за счет нагнетания жидкости, например, гидравлического масла или тормозной жидкости, в рабочую камеру. Одноклапанные модели оснащены только обратным клапаном, а двухклапанные версии дополнительно оснащены предохранительным клапаном для предотвращения повреждения самого домкрата при превышении допустимой нагрузки.
Подъемный механизм приводится в действие путем нагнетания в него воздуха.
Некоторые модели могут работать от выхлопных газов автомобиля (подключенные к выхлопной трубе), в то время как для промышленного воздушного варианта требуется высокопроизводительный компрессор.
Это уже не тип домкрата, а способ приведения в действие рабочего механизма. Другими словами, даже механические модели, в которых механическая сила прикладывается валом электродвигателя, можно считать электрическими. Некоторые модели могут питаться от гнезда автомобильного прикуривателя.
Гидравлика приводится в действие электродвигателем. Прекрасный пример предыдущего пункта. Некоторые модели могут быть дополнены ручным приводом.
Гидравлическая система приводится в действие воздушным компрессором.
По конструкции различают следующие виды домкратов
Инструмент типа пантографа - это чистая механика.
Подъемная часть напоминает форму ромба, в котором каждая сторона подвижно соединена с соседней.
Противоположные боковые углы сближаются при вращении штифта, в результате чего верхний и нижний углы расходятся.
Другие названия: трапециевидный домкрат, трапециевидный домкрат.
Цена - от 600 рублей.
Гидравлическая часть в виде низкопрофильного цилиндра, соединенного с отдельным гидравлическим приводом.
Цена начинается от 3,5 тысяч рублей и зависит от грузоподъемности.
В его основе лежит реечная шестерня, по которой движется подъемный механизм. Еще один представитель механики. Цена - от 3 тысяч рублей.
Эта модель может быть с механическим или гидравлическим приводом.
Другое название - расширяющийся клин.
Цена составляет около 10 тысяч рублей и выше.
Своим названием он обязан дизайну цилиндра, который выделяет его главный рабочий цилиндр. Работа основана в основном на гидравлическом принципе.
Такой домкрат часто называют телескопическим, потому что шток в исходном положении спрятан в цилиндре, буквально, как колена телескопической штанги.
Имеются версии с одним и двумя стержнями.
Последний вариант имеет другое название - двухплунжерный, и примечателен тем, что его ход вдвое больше, чем у аналогичной одноплунжерной модели.
Иногда встречаются трехпоршневые версии.
Цена начинается от 500 рублей.
В основе этой модели лежит планка, которая перемещается с помощью коромысла.
Цена составляет от 3 тысяч рублей и выше.
Вращение затвора преобразуется в поступательное движение подъемной площадки.
Примером может служить ромбовидная подъемная площадка.
Они используются в работе с тяговым усилием. Подвешивается к прочной опоре для подъема грузов.
Также используется для срыва металлических конструкций, частей корпусов кораблей. Некоторые модели имеют крюк или другой механизм крепления груза, установленный непосредственно на стержне. Цепной вариант предполагает крепление крючка(ов) к хвостовику за ушко с помощью прочных цепочек. Стоимость цепи часто достигает 100 тысяч рублей и более.
Классическая конструкция представляет собой подъемную стрелу, установленную на раму с колесами, оснащенную опорной тумбой. Он приводится в движение горизонтальным гидравлическим цилиндром.
Такая конструкция называется "лягушка".
Другой вариант - ножничный тип, в котором механизм складывается в раму, подобно ножницам.
В продаже имеются модели с переключателем для режима подъема и опускания.
Такой передвижной домкрат используется для работы с автомобилями, он может иметь короткую, среднюю и длинную базу, и подбирается в зависимости от глубины каблуков автомобиля, на которые домкрат опирается при подъеме.
Стоимость - от 1 тыс. руб.
Представитель пневматики.
Это своего рода подушка с покрытием из резиновой нити, которая увеличивает свою высоту при подаче воздуха.
Такой надувной подъемник стоит довольно дорого - в пределах 30 - 35 тысяч рублей.
В соответствии с назначением, наиболее популярны следующие домкраты:
Автомобиль. Используется в автосервисах и шиномонтажных мастерских.
Сначала кабель. Специальный подъемный механизм, предназначенный для подъема кабельных барабанов.
Дизельный привод. Домкрат используется для подъема грузовых и пассажирских вагонов и локомотивов.
Линейный. Для подъема как отдельных элементов, так и всей конструкции рельсового пути.
Компенсатор усадки. Винтовой вариант, используемый при строительстве деревянных домов и бревенчатых зданий.
Для мебели. Технически простое изделие в виде рычага, с помощью которого элементы мебели слегка приподнимаются от пола, а образовавшийся паз занимают так называемые транспортные платформы, входящие в комплект.
Наборы этого типа предназначены для самостоятельной транспортировки мебели.
Для ремонта автомобилей в основном используются следующие инструменты
Предназначен для подъема автомобиля сбоку, когда колеса находятся с противоположной стороны от домкрата.
Известный также как автомобильный домкрат, это устройство, служащее для дополнительной фиксации автомобиля, который был поднят другим оборудованием. Автомобильный домкрат предотвращает опрокидывание автомобиля, жестко фиксируя его на заданной высоте. Он не предназначен для подъема грузов.
Используется для сборки и разборки коробок передач в автомобилях.
Этот трансмиссионный домкрат является специфическим и специализированным устройством.
Вспомогательное устройство для подвески оси автомобиля на домкрате или ножничном подъемнике. Другое название - пит-джек.
Различие проводится по конструктивным особенностям:
Домкраты можно разделить на следующие категории:
Имеются различные аксессуары, такие как резиновая шайба для муфты, кронштейн и адаптер.
Последний состоит из двух опорных шайб, прикрепленных к стержню, который, в свою очередь, установлен на штоке.
Это своего рода "разветвитель" разъема.
Каждый тип лифтов имеет свои преимущества и недостатки, которые определяют обоснованность их использования в конкретных ситуациях:
Выбирать домкраты следует в соответствии с задачами, которые вы хотите с их помощью выполнять.